«Родной язык и литературное чтение на родном языке»

С 01.09.2018 года в МОУ «СОШ №1 п. Карымское» в учебный план включается часы для преподавания «Родной  язык и литературное чтение на родном языке» (уровень начального общего образования) и «Родной язык и родная литература» (уровень основного общего образования). Основанием является:Конституция Российской Федерации (ст. 26), закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. №1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона №183- ФЗ» (далее — Закон о языках), Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. №1576, №1577, № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального, основного, среднего общего образования, утвержденные приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г.№373, от 17 декабря 2010 г. №1897, от 17 мая 2012 г. № 413» о включении в учебный план общеобразовательного учреждения  (организации).

1.Предметные области «Родной  язык и литературное чтение на родном языке» (уровень начального общего образования ФГОС) и «Родной язык и родная литература» (уровень основного общего образования ФГОС) являются обязательными. Родителям (законным представителям несовершеннолетних) предоставляется право выбора родного языка из перечня родных языков, предложенных школой для изучения. В том случае, если в школе созданы условия для изучения только одного родного языка, в том числе русского как родного языка, родители обязаны выбрать предмет для изучения, подтвердив свой выбор в заявительной форме (письменно).

2.Изучение предметной области «Родной язык и родная литература»[1]   обеспечивает:

– сформированность представлений о роли родного языка в жизни человека, общества, государства, способности свободно общаться на родном языке в различных формах и на разные темы;

– включение в культурно-языковое поле родной литературы и культуры, воспитание ценностного отношения к родному языку как носителю культуры своего народа;

– сформированность осознания тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом;

– сформированность устойчивого интереса к чтению на родном языке как средству познания культуры своего народа и других культур, уважительного отношения к ним; приобщение к литературному наследию и через него — к сокровищам отечественной и мировой культуры; сформированность чувства причастности к свершениям, традициям своего народа и осознание исторической преемственности поколений;

– свободное использование словарного запаса, развитие культуры владения родным литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

– сформированность знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Предметные результаты изучения предметной области «Родной язык и родная литература» включают предметные результаты учебных предметов «Родной язык», «Родная литература» (базовый и углубленный уровень). Требования к предметным результатам освоения базового курса родного языка и родной литературы  отражают:

  • сформированность понятий о нормах родного языка и применение знаний о них в речевой практике;
  • владение видами речевой деятельности на родном языке (аудирование, чтение, говорение и письмо), обеспечивающими эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
  • сформированность навыков свободного использования коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
  • сформированность понятий и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;
  • сформированность навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста на родном языке;
  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
  • сформированность ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность; осознание значимости чтения на родном языке и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
  • сформированность понимания родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
  • обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
  • сформированность навыков понимания литературных художественных произведений, отражающих разные этнокультурные традиции.

Введение изучения учебных предметов «Родной язык» и «Родная литература» в общеобразовательной организации будет осуществляться поэтапно по мере создания в образовательной организации соответствующих условий.

[1]Приказ Минобрнауки от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки российской федерации от 17 мая 2012 г. № 413